Вы здесь

Главная » Автоматизированное управление основными бизнес-процессами малого предприятия (Пособие для молодого главбуха)

7. Общая система налогообложения.

   Как уже отмечалось, состав и последовательность оформления первичных документов зависят от системы налогообложения, в которой работает предприятие. Если оно ведет несколько видов деятельности с различными режимами налогообложения, технологии документооборота на предприятии могут быть весьма нетривиальными. На наш взгляд, если и имеет смысл описывать, как отражаются в этом случае первичные документы в бухгалтерском учете в рамках автоматизированной системы, то только после описания варианта документооборота, который был положен в основу  технологии. Во всяком случае, в этой книге не предлагается универсального решения задачи о комбинировании нескольких видов деятельности.

   У общей системы налогообложения есть две главные отличительные особенности. Во-первых, это обработка специальных документов, ориентированных на учет налога на добавленную стоимость (НДС). Название этого налога не должно вводить нас в заблуждение. Он берется не только с добавленной стоимости, что отчасти уже было показано, а отчасти - будет видно из дальнейшего изложения. Специальных документов, ориентированных на учет НДС, три вида. Это счета-фактуры, книга покупок и книга продаж.

   Во-вторых, при общей системе налогообложения предприятие обязано вести, как минимум, два вида учета – бухгалтерский и налоговый. Если первый регламентируется в России достаточно жестко, то относительно второго в налоговом кодексе содержится только требование как-то его вести. Практически это выливается в большинстве автоматизированных систем в генерацию проводок в рамках второго плана счетов – налогового, где не применяется принцип двойной записи.

   Правила ведения обоих видов учета, и бухгалтерского, и налогового, ориентированы, в основном, на удовлетворении потребностей фискальных органов. В то же время, достаточно очевидно, что для принятия руководством предприятия обоснованных управленческих  решений, учетная информация необходима. Нельзя управлять объектом, не зная, в каком состоянии он находится. А учетная информация касается именно текущего состояния предприятия. Поэтому, перед бухгалтером, который обдумывает методику ведения учета в своем, пока еще небольшом, предприятии, неизбежно встает фундаментальный вопрос.

   Где он будет собирать информацию, ненужную налоговым органам, но совершенно необходимую для эффективного управления предприятием? Здесь возможны два решения. Во-первых, можно попытаться, несмотря на затруднения, порождаемые налоговым кодексом и правилами бухгалтерского учета, все же организовать сбор необходимой для управления информации, путем конструирования плана счетов бухгалтерского учета, особенно в части, касающейся субсчетов и организации аналитического учета. Во-вторых, можно проводки, касающиеся информации такого рода, делать в отдельном плане счетов, который часто называют управленческим.

   Вопрос об оптимальных конструкциях плана счетов для управленческого учета пока мало исследован. Нет даже устоявшегося представления о том, следует или нет в этом учете использовать принцип двойной записи. Иногда под управленческим учетом понимают не учет текущего состояния предприятия, а учет намерений менеджмента, которые могут привести к тем или иным финансовым последствиям. Тогда, скажем, если проводка в управленческом плане счетов соответствует выписанному счету на оплату, а дата ее – ожидаемому поступлению платежа, на основе подготовки сводных документов по таким проводкам можно в блоке «Бюджетирование» получить прогноз состояния расчетного счета на ближайшее время. Возможно, выход России из нынешнего кризиса ознаменуется стремительным развитием управленческого учета и финансового планирования.

   Как уже было отмечено, предлагаемый здесь бухгалтерский план счетов предельно упрощен. Это стандартный хозрасчетный план счетов, в котором почти не осталось субсчетов, прямо не предусмотренных законодательством. В этот план счетов внесена только одна особенность – учет авансов на забалансовых счетах, которая обсуждалась выше. Налоговый план счетов построен, исходя из необходимости накапливать информацию, необходимую для заполнения декларации по налогу на прибыль. Управленческий план счетов в этой книге не предлагается. В соответствии с концепцией, изложенной в работе [11].