Вы здесь

Главная » Автоматизированное управление основными бизнес-процессами малого предприятия (Пособие для молодого главбуха)

Предисловие автора

  Когда бухгалтер или иной специалист экономического профиля начинает работать с незнакомой компьютерной системой управления, он сразу же сталкивается с несколькими проблемами. После запуска программы совершенно непонятно, что делать дальше. Толстая книга в печатной или электронной форме содержит добросовестное описание состава программы и назначение органов управления, но в ней нет почти ничего о том, как с помощью программы решать профессиональные проблемы.

  Более того, само понимание профессиональных проблем у разработчиков программы может весьма сильно отличаться от того понимания, которое сформировалось у конкретного специалиста в результате  обучения в ВУЗе или практического опыта.

  Вторая проблема состоит в том, что программа не работает должным образом, пока в нее не введено достаточно большое количество исходной информации. А демонстрационные примеры, на которых только и можно посмотреть работу программы «в действии», разрабатываются «по остаточному принципу». Так что в них зачастую попросту отсутствуют элементы, необходимые для демонстрации тех возможностей, которые интересуют специалиста.

  Например, в системе ИС-ПРО после разворачивания демонстрационного примера все режимы для пользователя оказываются закрытыми. Их нужно открывать в режиме администратора, предварительно разобравшись, как это делается.

  У программ, созданных на базе одной из технологических платформ «1С:Предприятие», вообще отсутствуют демонстрационные версии, понимаемые как свободно распространяемые варианты программ, имеющие ограниченные возможности, но не содержащие средств защиты от несанкционированного копирования. Демонстрационные примеры для этих программ можно увидеть только после их покупки.

  В результате, специалист в предметной области должен пройти достаточно серьезное обучение, прежде чем начнет работать в том или ином программном продукте. В процессе этого обучения ему расскажут, что он должен делать, но останется совершенно неясным, почему и зачем он должен действовать именно так. Принципы организации программного продукта обычно только подразумеваются, но не формулируются разработчиками в развернутом виде.

  Особенно непростым является положение молодого специалиста или студента, у которого еще не сформировались в полной мере представления о своей предметной области. При изучении программного продукта он воспринимает подразумеваемый в нем документооборот как единственно возможный. Между тем, в ряде случаев, этот документооборот содержит виртуальные документы, не имеющие аналогов в практическом бизнесе [1], а обращение реальных документов «срисовано» с неэффективно управляемого предприятия.

  В этой книге сделана попытка построить разговор со специалистом-управленцем по другому принципу. Начать с обсуждения документооборота, реализуемого при решении той или иной управленческой задачи. Обсудить возможные варианты его реализации. А уже потом смотреть, как можно автоматизировать этот процесс с использованием конкретного программного продукта.

  При этом возник вопрос, какой программный продукт можно взять за основу? Во-первых, он должен иметь свободно распространяемую демонстрационную  версию, чтобы читатель мог законно поставить его на свой домашний компьютер. Во-вторых, в наименьшей степени навязывать специалисту понятия разработчиков о технологии организации того или иного управленческого процесса. Наконец, он должен иметь средства адаптации, доступные именно специалисту в предметной области, а не программисту.

  Оказалось, что выбрать такой программный продукт из 2-3 тысяч, присутствующих в настоящее время на российском рынке – непростая задача. В той или иной мере практически все разработчики навязывают пользователю свои, часто достаточно сомнительные с точки зрения фундаментальных принципов, представления о том, как следует управлять предприятием. В конце концов, пришлось остановиться на том, чтобы сделать вариант настройки программного продукта специально для этой книги.

  Обзор рынка программных продуктов, используемых в настоящее время на российском рынке, будет сделан в первых главах. Возможно, отсутствие на этом рынке мифической «программы 1С» покажется читателю достаточно неожиданным. Но так уж повелось, что мифы иной раз воспринимаются нами лучше, чем реальные факты.

За основу был взят программный комплекс БЭСТ-5. Трудно сказать, является ли он в настоящее время лидером среди российских программных систем с параметрической настройкой, но, во всяком случае – это большой перспективный комплекс, полноценно интегрирующий в себе учет, планирование и управление кадрами.

  Недавно появился специальный вариант этого комплекса, ориентированный на самые малые предприятия, и продаваемый по минимальной цене - БЭСТ-5. «Мой бизнес». Этот комплекс ориентирован, преимущественно, на главного, а часто и единственного,  бухгалтера малого предприятия. Но бухгалтера нового поколения. Который постепенно перерастает в финансового директора, т.е. ведет учет не столько для налоговой инспекции, сколько для оптимального управления своим предприятием. Расширяет компьютерные технологии, включая в них не только учет,  но и другие участки управления.

  Для непрерывной подготовки такого рода специалистов автор поддерживает образовательный интернет-проект «Из рядовых – в главные», детально описанный в [6,7]. Основные материалы проекта, в русле которого подготовлена и эта книга, размещены по адресу http://www.briik.ru/index.php/obrazovatelnyj-proekt  На том же сайте читатель может найти и статью автора «Как стать главным бухгалтером», которая, возможно, окажется ему полезной [2].

  Программная система БЭСТ-5. «Мой бизнес» имеет фиксированный состав модулей и фиксированное число рабочих мест в сети – два. Она предназначена для малых предприятий, которые не могут позволить себе сразу начать работать в большой и недешевой системе БЭСТ-5, но хотят с самого начала использовать наиболее передовые управленческие технологии, которые можно было бы не менять на протяжении периода порядка десяти лет.

  Состав системы представляется оптимальным при ее использовании для подготовки  мыслящего и быстро растущего в профессиональном и служебном отношении главного бухгалтера. Система опробована автором в учебном процессе.

  Для книги и учебного проекта в системе был полностью изменен в сторону упрощения план счетов. Разработана специальная система настроек. В пустую базу данных, предназначенную для начала работы, было внесено максимальное количество начальной информации.

  Следует отметить, что концепции, положенные в основу предлагаемой настройки, не только отличаются, но во многом и противоположны концепциям, которых придерживаются разработчики БЭСТ-5. Именно изложению этих концепций и посвящена, в основном, предлагаемая Вашему вниманию книга.

  Означает ли это, что предлагаемые настройки можно использовать только в учебных целях? Не означает, и это подтверждено успешной реализацией различных элементов предлагаемых автором настроек на реальных предприятиях, причем не только тех, которые используют систему БЭСТ-5.

  Так что одним из вариантов использования этой книги может быть следующая схема. Молодой и амбициозный бухгалтер малого предприятия устанавливает на свой компьютер демонстрационный вариант системы БЭСТ-5, и, параллельно с изучением книги, начинает вести учет в своем реальном предприятии. Ограничения на демонстрационную версию вполне позволяют это делать в пределах 1-1.5 месяцев. В основные реестры можно внести не более 700 записей, нельзя закрыть месяц в модуле «Зарплата», есть ограничения на некоторые технологические режимы.

  Если в течение этого времени бухгалтер решает, что система для него подходит, он оплачивает ее стоимость, получает от ближайшего дилера систем БЭСТ или от автора книги файл лицензии, и продолжает работать уже без ограничений.

  При этом следует отметить, что в книге рассматриваются только самые простые и типичные элементы работы главного (а скорее всего, и единственного) бухгалтера малого предприятия. В ней не ставится задача описать все возможные варианты действий в конкретном программном продукте. Это означает, что данная книга ни в коей мере не заменяет полную документацию программного продукта, и в процессе работы ее также придется использовать. Просто документация построена «от структуры продукта», а данная книга – «от технологии реализации основных бизнес-процессов».

Вход на сайт

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.